Суд отметил, что суброгация не наступает в случае, если страховая компания обращается за взысканием убытков к лицу, которое упомянуто в договоре страхования в качестве выгодоприобретателя.
Верховный Суд опубликовал Определение № 307-ЭС20-3220, в котором разобрался, возможно ли применение суброгации по отношению к выгодоприобретателю по договору страхования.
АО «Росагролизинг» сдавало застрахованный в АО «АльфаСтрахование» трактор в аренду СХПК «Колхоз «Новленский». Работник кооператива установил дополнительный нештатный прибор в электрическую цепь системы подогрева двигателя, функционирование которого привело к возгоранию машины. Основываясь на п. 1, 2 ст. 965 ГК, «АльфаСтрахование» посчитало, что ответственным за убытки лицом является использовавший трактор на праве аренды кооператив, к которому и обратило иск о взыскании почти 7 млн руб. убытков по правилу о суброгации и около 100 тыс. руб. процентов за пользование денежными средствами.
Арбитражный суд Вологодской области счел кооператив не отвечающим за убытки, поскольку он не нарушил обязательств лизингополучателя. Учитывая совершение работником действий без ведома и поручения кооператива, суд признал кооператив не ответственным за работника. Апелляция и кассация согласились с данными выводами первой инстанции. Не согласившись с таким решением, «АльфаСтрахование» обратилось в Верховный Суд. ВС заметил, что для правильного разрешения рассматриваемого спора имеют значение другие обстоятельства. Так, в отношении трактора между «Росагролизингом» и кооперативом действовал договор лизинга, по условиям которого кооператив (лизингополучатель) «несет полную ответственность за предмет лизинга по всем рискам с момента отгрузки предмета лизинга».
Высшая инстанция указала, что кооператив является лицом, защищенным страхованием, и на него как клиента общество «АльфаСтрахование» не вправе перекладывать произведенные во исполнение договора страхования выплаты. В связи с этим ВС посчитал, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, а потому оставил их без изменения.
В комментарии «Адвокатской газете» партнер «Первой Юридической Сети» Павел Курлат отметил, что ситуация, когда страховщик обращается за взысканием убытков в размере выплаченного страхового возмещения к лицу, которое упомянуто в договоре страхования в качестве выгодоприобретателя, достаточно нетипична для гражданского оборота. «Кооператив, не являясь стороной договора страхования, тем не менее имеет право требовать его исполнения в свою пользу или, как выразился ВС РФ, также является приобретателем услуги у страховщика. Соответственно, из системного толкования норм гл. 48 ГК РФ, касающихся имущественного страхования и определяющих статус и права выгодоприобретателя, суброгация в данной ситуации не может быть обращена в адрес выгодоприобретателя в лице кооператива», – резюмировал эксперт.
Полную версию публикации можно прочитать по ссылке
7 сентября 2020Адвокатская газета