Юркухня

До заключения договора страхования оцените состояние страхового рынка
5 апреля 2022

Потенциальным страхователям нужно учитывать возможное будущее страховых компаний: споры с клиентами, неспособность нести обязательства по крупным убыткам и уход с рынка. О ситуации на страховом рынке рассказывает Павел Курлат, партнер «Первой Юридической Сети»

Что будет со страховыми компаниями в новой российской реальности?
На рынке страхования можно наблюдать настороженное ожидание. В первую очередь объясняется это тем, что система перестраховочной защиты во многом связана с государствами из списка недружественных стран Российской Федерации. Напомним, что перестрахование – это деятельность по страхованию одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика. Оно позволяет страховой компании принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика. Система перестраховочной защиты ориентируется на емкости европейского и американского рынков, в меньшей степени – азиатского и др. Некоторые компании предусмотрительно частично переориентировались на китайский рынок.

Отношения по перестрахованию складывались годами, поэтому сейчас партнеры не склонны к резким демаршам. Однако европейские и американские компании находятся в фарватере нынешней политики и вынуждены учитывать общую линию поведения. По информации российских страховщиков, даже не подпавших под санкции, их западные контрагенты подтвердили, что по действующему договору облигаторного перестрахования обязательства на текущий момент признаются действительными без гарантий их фактического исполнения. Заключение новых договоров, их продление или же перестрахование новых рисков пока под сомнением.

На этом фоне Правительство РФ предложило законопроект о запрете сделок страховщиков с перестраховщиками – резидентами недружественных стран. Такой запрет коснется как заключения новых договоров, так и перечисления денежных средств по ныне действующим. Принятие закона повлечет за собой прекращение действия договоров перестрахования. И, конечно, это скажется на всех страховщиках. Можно предположить, что кто-то из них потеряет способность нести обязательства по крупным убыткам или их совокупности.

Обществ взаимного страхования сейчас слишком мало, и они так и не стали полноценными игроками на рынке. Его стабильность призвана обеспечить ранее созданная Российская национальная перестраховочная компания. Но, хотя ее финансовые возможности и обязательства по страхованию рисков увеличиваются, этого недостаточно. Хотелось бы ошибаться, но, скорее всего, с рынка уйдет часть страховщиков.

Кроме того, возможно увеличение количества судебных разбирательств. Ведь если договор страхования заключен, он должен быть исполнен. Но наверняка страховщики станут затягивать с исполнением обязательств, постараются минимизировать выплаты и начнут производить их в судебном порядке. Это позволит им снижать текущую убыточность.

Каким станет страхование в условиях неопределенности?
Сейчас идет период переоценки страховыми компаниями своих возможностей. Они пытаются понять, смогут ли в полной мере нести ответственность по текущим рискам. Кроме того, высока вероятность возникновения финансовых сложностей и банкротств предприятий. Потому в ближайшем будущем страховщики скорее будут консервативны и еще более избирательны при принятии на страхование новых рисков и заключении договоров с новыми клиентами. Компании могут отказывать в принятии рисков на страхование, поскольку это не вписывается в их финансовые показатели, либо после андеррайтинга рисков будут ставить решение на паузу.

Отдельные направления страхования ужмутся до минимальных величин, например инвестиционное страхование жизни. Страховые компании осознают свое место в нынешней иерархии экономических потребностей: пока банки привлекают физлиц высокой доходностью, последние не будут акцентированы на защите своих рисков, даже если эти услуги станут дешевле, что маловероятно.

О чем нужно помнить, если все же хочется подстраховаться?
Сейчас можно лишь примерно предположить, какие нюансы следует учитывать при принятии решения о страховании своих рисков.

Во-первых, нужно понимать, что пока страховые компании не смогут гарантировать действительность своих обязательств в плане перестраховочной защиты, поскольку никто не знает, как поведут себя западные контрагенты.

Во-вторых, перед заключением договора важно ознакомиться со списком компаний, которые подпали под санкции. Убедитесь, что выбранная вами компания и ее акционеры отсутствуют в этом списке.

В-третьих, оцените все свои возможные риски. Например, сразу после первой волны санкций образовался дефицит импортных комплектующих для ремонта и восстановления оборудования и автомобилей. И этот дефицит будет только нарастать. К тому же стоимость запасных частей из-за изменения курса доллара значительно выросла. Потому стоит задуматься о страховании автомобиля.

Рекомендую отдать предпочтение компании, которая окажется более гибкой при предложении условий страхования и вариантов возмещения ущерба. Внимательно изучите содержание договора страхования, особенно в части порядка определения размера и формы возмещения ущерба. В случае повреждения автотранспорта в результате ДТП лучше по возможности требовать у страховщика ремонта, а не возмещения ущерба в денежном эквиваленте, поскольку стоимость ремонта значительно выросла. Поэтому до заключения договора обратите внимание, сможете ли вы выбрать форму возмещения ущерба или она четко установлена в документе.

В-четвертых, с учетом ожидаемого увеличения количества судебных споров важно на всех этапах взаимодействия со страховщиком документально фиксировать его решения и свои действия. Имейте в виду, что страховщики будут практиковать выплату через судебные решения при наличии любых сомнений или неясностей.

Источник материала по ссылке

ДРУГИЕ НОВОСТИ Все новости

7 июля 2025
Партнёр «Первой Юридической Сети» Павел Курлат прокомментировал Business FM вопросы ответственности авиакомпаний за отмену рейсов из-за плана «Ковер»

В эфире радиостанции Business FM партнёр ООО «Первая Юридическая Сеть» Павел Курлат дал экспертный комментарий о правовом статусе пассажиров, чьи рейсы были отменены или задержаны в связи с введением в московском авиаузле плана «Ковер» — специального режима реагирования на угрозу беспилотных летательных аппаратов. Павел пояснил, что в подобных ситуациях авиакомпании, как правило, ссылаются на обстоятельства […]

23 июня 2025
Партнёр Первой Юридической Сети Павел Курлат выступил на Всероссийской конференции о юридических аспектах защиты от беспилотной угрозы

18 июня 2025 года в Воронеже состоялась первая в России специализированная конференция «Юридические аспекты защиты от беспилотной угрозы». Мероприятие организовано при поддержке администрации Воронежской области компаниями EXPO.UAV и «RuDrones. Беспилотные технологии» и объединило ведущих экспертов в области права, страхования, безопасности и инфраструктурной защиты. Партнёр Первой Юридической Сети Павел Курлат принял участие в работе сессии «Страхование […]

26 мая 2025
Комментарий партнёра компании Павла Курлата для Бизнес FM по вопросам страхования убытков пассажиров от задержек авиарейсов

В связи с участившимися случаями задержек авиарейсов в московских аэропортах в период майских праздников, вызванными атаками беспилотников, партнер Первой Юридической Сети Павел Курлат дал комментарий для Бизнес FM по вопросам компенсации убытков пассажиров. В частности, Павел отметил рост интереса к страхованию рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в поездках по России и за рубеж. Особое внимание […]