НОВОСТИ

Судимы будете: как закон о расторжении договора аренды повлияет на ТЦ

Новый закон о расторжении договора аренды покачнул баланс сил на рынке, но существенного перевеса в чью-либо сторону пока нет. Павел Курлат, партнер «Первой Юридической Сети», объясняет, что заставит маятник правосудия качнуться в ту или иную сторону.

8 июня 2020 года вступил в силу Закон № 166-ФЗ, который должен помочь арендаторам справиться с экономическими убытками, вызванными пандемией. Помимо возможности отсрочить арендные платежи или уменьшить их в течение всего 2020 года, закон позволил арендаторам-субъектам малого и среднего предпринимательства расторгать договоры аренды в одностороннем порядке без штрафов при выполнении нескольких условий.

Можно сказать, что положения закона достаточно корректны, поскольку сохраняют для сторон свободу договора, предусмотренную ст. 421 Гражданского Кодекса РФ. Закон хоть и наделяет сторону арендатора дополнительными правами, но не устанавливает для арендодателя в связи с этим обязанностей (за исключением предоставления отсрочки), представляя последнему право не согласится с требованиями арендатора. Исходя их этого можно утверждать, что баланс интересов сторон договора аренды незначительно смещен в пользу арендатора.

Очевидно, что часть арендодателей, к которым, прежде всего, стоит отнести торговые центры, до сих пор не могут рассчитывать на хороший прогноз. Так, по словам заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, около трети торговых центров по всей России остаются закрытыми — из 3 000 работают немногим более 2 000.

По данным аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank, в период пандемии посещаемость средних и крупных объектов торговли снизилась в 2,5-3 и более раза. В наименьшей степени пострадали торговые центры «у дома» где посещаемость снизилась в 1,5-2 раза за счет преобладания в пуле арендаторов разрешенной группы (супермаркет, детские товары, аптека, услуги связи и другие товары первой необходимости). При этом товарооборот работающих арендаторов снизился в некоторых случаях более чем на 50%. Доходность торговых центров сократилась на 250 и более процентов. По мнению Knight Frank, недвижимость, фактически, стала убыточной, основную часть расходов торгового центра составляет налог на имущество и платежи по кредитным обязательствам, речь об отмене которых не идет, возможен только перенос.

В недавнем общение с коллегами из управляющей компании ТРЦ «Щука», они рассказали, что последствия пандемии продолжаются, а понимание в целом ситуации для бизнеса придет ближе к новому году. По их данным, после открытия торгового центра ощущается существенное снижение ставок – от 30% до 90% — по сравнению с арендными платежами до пандемии. Конечно, существенные дополнительные затраты ТРЦ несут и в связи с выполнением санитарных норм. Принятый закон, по мнению представителей ТРЦ «Щука», не защищает арендодателя, их защищают только договоры аренды и профессионализм специалистов.

Однозначно можно прогнозировать всплеск судебных споров с осени этого года. Поэтому всем сторонам арендных отношений уже сейчас стоило бы озаботиться созданием легенды собственной добросовестности в отношении второй стороны договора с тем, чтобы суд убедился в отсутствии злоупотребления своими правами. Иными словами, для судейского усмотрения важной будет не только формальная логика закона и договора, но и адекватность поведения сторон договора аренды на досудебной стадии. Арендодателям можно посоветовать быть адекватными и добросовестными, не закрываться от арендаторов и постараться найти компромисс. Если суд увидит конструктив со стороны собственника помещений, шансы на положительный исход судебных исков будут выше.

Полную версию экспертного мнения Павла Курлата читайте по ссылке.

РБК Pro