В интервью ИА «РЖД-Партнер» Павел Курлат рассказал, почему перевозчики чаще прибегают к страхованию ответственности, а не к страхованию имущества.
До недавнего времени страхование ответственности перевозчика и экспедитора не имело четкой нормативно-правовой базы. Некоторые страховые компании и перевозчики даже были убеждены в невозможности такого вида страхования, хотя на рынке данный продукт присутствовал. С внесением изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» законодатель закрепил данное право.
— Почему операторам выгоднее прибегать к страхованию ответственности, чем к страхованию имущества?
— Я могу объяснить это только с точки зрения более выгодных тарифов на страхование ответственности. Страхование ответственности, в отличие от страхования имущества, предполагает заключение годового договора страхования, который покрывает все риски оператора на определенный период с теми параметрами, которые он для себя определил. Соответственно, чаще всего премия выплачивается один раз в год. Таким образом, это более дешевый вариант страхования рисков, возникающих в деятельности перевозчика.
— Есть ли какие-то минусы для грузоотправителя, если перевозчик прибегает к страхованию ответственности, а не имущества?
— Минусы для грузоотправителя состоят в том, что договор страхования не учитывает особенности при конкретной перевозке груза. Допустим, лимит ответственности перевозчика, установленный в договоре страхования ответственности, ниже, чем стоимость груза, который он принимает на перевозку. Или же есть исключения, которые препятствуют выплате страховой премии при перевозке конкретного груза. В этом смысле страхование груза, в отличие от страхования ответственности, предполагает некую индивидуализацию — корректировку объемов страховой ответственности и страховых сумм применительно к конкретной ситуации.
— Какие сложности могут возникнуть с получением выплат по договору страхования ответственности?
— Я не могу сказать, что есть особые сложности с получением выплат по договору страхования ответственности. Если перевозчик и его контрагент взаимодействуют на регулярной основе, то, как правило, их практика взаимодействия достаточно устоявшаяся. Все знают, какую последовательность действий необходимо предпринять при утрате или повреждении груза в ходе перевозки. Транспортным законодательством достаточно четко зарегламентированы последовательность действий сторон и претензионный порядок. Важный момент, который надо учитывать, чтобы не возникли сложности с получением выплат, — надлежащим образом оформить все взаимоотношения, то есть своевременно направить претензию, прикрепить документы, зафиксировать повреждения. Все это нужно для того, чтобы страховая компания не могла отказать по формальным основаниям.
Соответственно, мы говорим про добросовестных перевозчиков и их контрагентов, которые не пытаются ввести в заблуждение страховщика относительно обстоятельств происшествия и размеров ущерба. Основные споры со страховщиками, интересы которых мы представляем в сфере страхования грузов и ответственности, возникают в связи с тем, что обстоятельства происшествий не совсем соответствуют тому, о чем заявляют страховщику. Страховщик пытается выявить злоупотребление со стороны клиента, начинает защищаться, вести активные действия в том числе. в уголовно-процессуальном направлении. Все это заканчивается судами: страховщик отказывает в выплате, а клиенты пытаются ее взыскать, что, конечно, порождает дополнительные затраты времени и средств.
— В каких случаях (в идеальной системе) необходимо прибегать к страхованию имущества, а в каких — к страхованию ответственности перевозчика?
— Я считаю, что прибегать к страхованию имущества стоит, когда речь идет о перевозке какого-то дорогостоящего груза или же перевозка идет смешанными видами транспорта. Понятно, что при перевозке груза, в отличие от хранения на складе, риски возрастают, и если имущество имеет высокую стоимость, то целесообразно определить объем ответственности страховой компании по своему усмотрению с тем, чтобы он был наиболее полный — и по рискам, и по страховой сумме. Поэтому если груз уникальный, ценный, то, конечно, необходимо выбирать более дорогой вариант страхования, то есть страхование груза. Этим принципом и руководствуется большинство участников перевозок.
— Какие правовые лакуны существуют в российском законодательстве в вопросе страхования ответственности перевозчика?
— Очевидных правовых лакун, то есть пробелов в законодательстве, касающихся ответственности перевозчика, нет. Есть некая правовая неопределенность, которая касается правовой природы этого вида страхования, есть не совсем точные и корректные формулировки и в Гражданском кодексе, и в профильном законе. Однако это не мешает осуществлению данного вида страхования как в части заключения договоров, так и в плане выплат по ним, поскольку судебная практика выровняла все спорные моменты.
30 марта 2020ИА "РЖД-Партнер"