НОВОСТИ

Наказание за злоупотребления при банкротстве ужесточают

Банкротство не должно использоваться для выведения активов, ухода от налогов и бегства от кредиторов, посчитали в Минюсте. В ведомстве разработали законопроект, который вводит новые составы преступлений и повышенное наказание для арбитражных управляющих и председателей ликвидационных комиссий, а также для контролирующих банкрота лиц. Кроме того, подставные гендиректора смогут уйти от ответственности, если сдадут бенефициара и расскажут следствию о его имуществе.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2019 году в арбитражные суды поступило более 146 тысяч заявлений о признании должника банкротом. В итоге по 81 тысяче дел были приняты решения об открытии конкурсного производства или о реализации имущества. Большая часть новоявленных банкротов – граждане и предприниматели, юрлиц всего 12 тысяч. Для сравнения: в 2018 году таких дел было 57 тысяч.

Общая сумма долга банкротов за год превысила 2 трлн рублей, при этом требования кредиторов были удовлетворены лишь на сумму 130 млрд рублей. В 70% завершенных процедур банкротства погашение задолженности перед кредиторами, а значит, и перед бюджетом РФ, отсутствует. В последующем долг списывается, а виновные остаются безнаказанными.

На этом фоне сведения о количестве преступлений в сфере банкротства выглядят достаточно скромно. Так, в 2019 году по статьям 195 (Неправомерные действия при банкротстве) и 196 (Преднамеренное банкротство) Уголовного кодекса РФ было зарегистрировано 282 преступления, причем до суда дошло лишь 62 из них. Осуждено 260 человек за 2015–2019 годы.

По мнению генерального директора «Первой юридической сети» Виталия Пономаренко, ужесточение уголовной ответственности приведет к усилению конкуренции банкротного и уголовного процессов, что, в свою очередь, может вызвать дополнительные сложности. «Если в рамках возбужденного уголовного дела или даже доследственной проверки будут изъяты оригиналы первичных и бухгалтерских документов, то это создаст трудности для арбитражного управляющего в исполнении им обязанностей в рамках банкротных процедур. Как тогда ему изучить действительное финансовое состояние должника, как увидеть подозрительные сделки и в итоге как привлечь к ответственности контролирующих лиц?» – пояснил он. Кроме того, по мнению эксперта, поправки могут усилить коррупционные проявления при задействовании правоохранительных органов.

Полную версию материала читайте по ссылке 

Журнал "Профиль"