Насколько сокращение числа банкротств может говорить о том, что бизнесу удалось пережить пандемию, как читать налоговую статистику и чего стоит ждать от 2021 года, рассказал РАПСИ партнёр «Первой Юридический Сети» Павел Курлат.
По итогам 2020 года количество банкротств среди юридических лиц по сравнению с предыдущим годом сократилось на 19,8%. Фактически же мы наблюдали отрицательную динамику во всех секторах, кроме фармацевтической промышленности и IT. Основываясь на данных открытой статистики, можно сделать вывод, что мораторий, действовавший в течение прошлого года, сдерживал тенденции к росту, которые должны были появиться во всех сферах. Регистрация новых бизнесов сократилась на 24%, что во многом было связано с карантинными ограничениями на учетно-регистрационные действия.
Однако, на наш взгляд, пока рано делать далеко идущие выводы — 2021 год будет гораздо более показательным в плане статистических данных: отсрочки по платежам, которые были в прошлом году, и отсутствие нормативных оснований для получения аналогичных послаблений в году текущем могут значительно скорректировать показатели.
Кроме того, стоит учитывать, что помимо юридических лиц существуют еще индивидуальные предприниматели, и в России довольно значительная часть малого и среднего бизнеса работает именно в такой форме. Возвращаясь к открытой статистике: суды в 2020 году признали банкротами 119 тысяч граждан и индивидуальных предпринимателей, и это на 72,6% больше, чем в 2019 году.
Добровольная ликвидация
В случае же компаний важно понимать, что статистика банкротств в принципе недостаточно показательна для реального понимания ситуации. Многие ИП и ООО в прошлом году были вынуждены пойти на добровольную ликвидацию, понимая, что в сложившихся обстоятельствах лучше прекратить деятельность до банкротства. Всего в 2020 году в России прекратили свою деятельность около полумиллиона коммерческих организаций или каждая шестая компания в стране.
Конечно, государство предложило ряд мер помощи бизнесу, однако их эффективность только предстоит оценить. Если говорить о судебных рассрочках, то пока это не тот инструмент, который может серьезно повлиять на статистику в целом. Причина этому проста: такой шаг редко может быть адекватным управленческим решением, так как отсрочка при отсутствии перспектив решения проблемы для бизнеса не работает. Важно учитывать, в какой момент и в каких обстоятельствах собственники бизнеса понимают, что не смогут адаптироваться к сложившейся ситуации и решают оставить его.
Когда бенефициары бизнеса не сдаются и в итоге оказываются с серьезными задолженностями, тогда процедура банкротства становится единственным способом развязать ситуацию. Но если все же хватает решительности и рационализма вовремя закончить деятельность, то можно использовать процедуру ликвидации, которая, безусловно, для всех является более легким и дешевым вариантом. В этом плане никаких других альтернатив особенно и нет, в такой ситуации сложно предложить что-то оригинальное: либо вовремя закрыться, либо перекредитоваться на разумных условиях.
Тренд на закрытие бизнеса
Часто бывает просто невозможно предугадать изменения условий работы, особенно когда речь идет, например, о тех видах деятельности, которые зависят от импортных комплектующих материалов и технологий (а у нас, к сожалению, это подавляющие число бизнесов). Пока здесь сложно говорить о какой-то конкретике, и первый квартал 2021 года в этом плане не будет особенно показательным. Но вот к концу года уже можно будет обратиться к статистике банкротств и увидеть изменение рынка в реальных условиях.
Полную версию материала читайте по ссылке.
8 февраля 2021РАПСИ