Банк России планомерно сокращает риски для потребителей при совершении финансовых и страховых операций. Теперь регулятор намерен установить единые требования к порядку раскрытия страховщиками сведений о посредниках – они будут размещаться на сайте страховой компании в виде отдельного файла.
В соответствующем проекте указания, разработанном Центробанком, прописывается четкий порядок размещения сведений, которые позволят потребителю найти информацию о страховом агенте или брокере на сайте страховщика по любым известным данным: ФИО, наименованию, ИНН, номеру договора, доменному имени или сайту посредника. «Такой подход позволит упростить для потребителей проверку легальности деятельности страхового посредника», – считают в ЦБ.
Необходимость публикации данных об агентах и брокерах, с которыми сотрудничает страховая компания, предусмотрена и сегодня. Однако, как отмечает регулятор, для ее получения часто требуется номер агентского договора, который не известен потребителю. Так что на практике эта норма не выполняется.
Профессиональные участники рынка заявляют, что сегодня борьба со страховым мошенничеством ведется и отдельными компаниями, и профессиональными объединениями (Всероссийским союзом страховщиков, Российским союзом автостраховщиков (РСА), Ассоциацией страховщиков жизни) в рамках профильных комитетов и рабочих групп. Для снижения рисков покупки полисов у нелегальных агентов многие страховые компании участвуют во всероссийском проекте «Сертификация агентов по страхованию жизни» и размещают информацию в Едином реестре агентов по страхованию жизни.
Тем не менее проблема нелегалов на страховом рынке постоянно обостряется. По данным РСА, если в 2018 г. было выявлено и заблокировано почти 1100 информационных ресурсов с предложениями о продаже нелегального ОСАГО, то в 2019 г. – уже около 4000. «Обострение страховых мошенничеств традиционно приходится на кризисные периоды, а также стимулируется активным развитием технологий», – отмечает директор страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина.
Наиболее высок риск столкнуться со страховыми мошенниками при заключении договоров ОСАГО. По словам Никитиной, мошенники обычно выдают себя за посредников, но встречались и случаи ведения страховой деятельности без лицензии (например, нашумевшая история с дагестанским АО «Образец», которое не только продало несколько тысяч полисов ОСАГО, но и производило выплаты). «Отправляя страховую премию недобросовестным посредникам, клиенты не только теряют деньги, но и не получают страховую защиту. В случае ДТП виновный с фальшивым полисом ОСАГО будет вынужден компенсировать вред из собственных средств, а также заплатить штраф за отсутствие договора обязательного страхования», – объясняет Никитина.
«Но в этом направлении уже сделано много защитных барьеров – в частности, возможности онлайн-проверки действительности заключенного договора страхования и sms-информирование о том, что РСА подтверждает действительность только что заключенного договора страхования», – указывает Катерина Якунина, председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров.
Инициативу ЦБ по раскрытию страховых посредников поддержали и представители сервисов страхования, которые становятся все более привычной площадкой для страхователей. «Одна из самых серьезных болей клиента – непрозрачность страхования, – говорит Николай Сидоров, генеральный директор сервиса страхования Mafin. – Как следствие, человек априори относится с недоверием как к страховщику, так и к посреднику. Это общая проблема, которую необходимо устранить для эффективного развития отрасли».
Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – просвещение граждан, формирование понимания о том, где и как можно получить необходимую информацию, считает Виталий Пономаренко, генеральный директор Первой юридической сети. «В этом смысле новые указания Банка России могут оказаться полезными, однако без повышения правовой грамотности граждан они не смогут привести к заметному эффекту», – уверен он.
Публикацию можно прочитать на сайте газеты «Ведомости»
13 мая 2021Ведомости